Алгоритм действий должностных лиц при подозрении на суицидальное поведение и выявление групп риска несовершеннолетних

Что делать классному руководителю, если заподозрил

 

  • Найти нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, для того, чтобы оценить состояние семейной атмосферы, наличие конфликтов, переговоров с родителями и близкими
  • Несмотря на то, что педагоги, как правило, изучали в вузах детскую психологию и конфликтологию, такую работу все-таки следует доверить профессионалам; поэтому классному руководителю не следует пытаться самому решать эту проблему, а нужно сообщить о своих подозрениях директору школы.

 

Что делать директору школы, если к нему обратился учительс подозрениями на вероятный суицид подростка

 

– Поручив школьному психологу проведение индивидуальной работы с подростком, необходимо собрать дополнительную информацию о его семье, запросив ее в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – эта информация поможет психологу в его работе.

– Если в школе нет штатного детского психолога, то руководству школы нужно запросить помощь в территориальном центре социальной помощи семье и детям, в штате которого должны быть профессиональные детские психологи.

– Если школа не имеет своего школьного психолога и находится в удаленной сельской территории, а поэтому у нее нет объективной возможности привлечь со стороны для работы с проблемным подростком профессионального психолога, то руководству школы необходимо разработать и реализовать индивидуальный план проведения профилактической работы с подростком.

 

Примерные этапы работы школьного психолога с подростком

 

На начальном этапе ответственному лицу желательно позвонить на один из «телефонов доверия» и, рассказав о возникшей проблеме, попросить дать ему дополнительную профессиональную консультацию психолога службы.

– Организовать и провести доверительную беседу с подростком (с учетом конкретных рекомендаций, полученных от психолога) о его проблемах, используя следующие стандартные приемы.

– При выборе места беседы главное – отсутствие посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался). Беседа является первичной формой профилактики у подростка, переживающим кризис душевного состояния.

 

– В процессе беседы не нужно вести никаких записей, не нужно посматривать на часы и тем более выполнять какие-либо попутные дела. Надо всем своим видом показать, что важнее этой беседы для вас сейчас нет. Главное – разговорить ребенка, чтобы он не молчал и не отнекивался. Используйте приемы психологического присоединения.

– Если подросток заговорит, то слушайте его внимательно. Собеседник должен почувствовать, что вы неравнодушны к его проблемам. Ни в коем случае не проявляйте агрессию и не спорьте, постарайтесь не выражать потрясением то, что услышали. Вступая в дискуссию с подростком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

– Нужно стараться задавать прямые вопросы, например, следующим образом: «Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?» Имеет смысл также сказать: «Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя и мы вместе найдем способ разрешения твоих проблем». Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить.

– Возможно использование проективных тестов (тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, методика незавершенных предложений, рисунок несуществующего животного).

– Возможно использование различных методов психокоррекционного воздействия (АРТ-терапия, сказко-терапия, системная семейная психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, личностно-ориентированная психотерапия).

 

 

Перечень показаний, при выявлении которых школьный психологдолжен направлять несовершеннолетнего на прием к детскому психиатру:

 

– Депрессивные подростки

– Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками

– Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи

– Одаренные подростки

– Подростки с плохой успеваемостью в школе

– Беременные девочки

– Подростки, жертвы насилия

 

Детский психиатр решает вопрос о дополнительном обследовании у мед.психолога, назначении медикаментозной терапии амбулаторно или госпитализации в стационар.

 

1

 

 

Психологическая служба «Телефон доверия»:

Психологическая помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:телефон – 89145389553.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments are closed.