Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка.

Мало кто из нас знаком или задумывается над таким понятием, как психологический климат семьи. Вместе с тем, задумываемся мы над этим явлением или нет, психологическая атмосфера, царящая в семье, оказывает на каждого её члена огромное влияние.

В целом, психологическим климатом семьи можно считать все те ощущения и эмоции, которые испытывает человек (не обязательно член семьи, находящийся продолжительное время в окружении всех членов семьи). Независимо от того, насколько большая семья, психологический климат в ней оказывает влияние на каждого из её членов. Он воздействует как на психологическое, эмоциональное так и на физическое здоровье. От эмоциональной атмосферы в доме во многом зависит и долголетие человека. Также психологический климат очень важен при принятии некоторых решений, а также личностного роста человека, в том числе и ребёнка.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок ещё не может хорошо и адекватно понимать межличностное общение, причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, часто ссоры между родителями воспринимаются ребёнком как очень тревожное событие, ребёнок склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет всё тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения, страха и могут стать источником их психического нездоровья.

Склонные к капризам и истерикам дети обычно появляются в семьях, где отношения между всеми членами семьи нарушены. Если родители часто скандалят или привыкли срывать на ребёнке плохое настроение, устремляют всё внимание на ребёнка, выделяют его среди братьев и сестёр, конфликтуют со старшим поколением, то ребёнок оказывается в неблагоприятной психологической среде. Он постоянно находится в противоречивом напряженном состоянии и не может гармонично развиваться. Ему сложно выработать приемлемое поведение в обществе и не вступать в конфликты. Неблагоприятные семейные взаимоотношения приводят к формированию у ребёнка негативных черт характера, и проблемы в его жизни в дальнейшем нарастают снежным комом.

Виды психологического климата:

– благоприятный;

– не благоприятный;

Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье будет только способствовать психологическому здоровью ребёнка. Если после изнурительного рабочего дня или учёбы человека ждёт в семье поддержка, любовь и взаимопонимание, то такой климат поможет ему быстрее отдохнуть, снять стресс и восстановить силы. В случае, когда человек дома находится в постоянном напряжении, часто конфликтует и ссорится, или конфликтуют и ссорятся в его присутствии, то такой психологический климат будет способствовать появлению стресса, постоянной тревоги, а при длительном таком состоянии может развиться депрессия или эмоциональная апатия. В таком случае семья является источником проблем и расстройства, и, естественно, возвращаться в такой дом не хочется.
Самые страшные последствия неблагополучного семейного психологического климата проявляются в нарушениях психо – эмоциональной сферы ребёнка, что могут привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребёнка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно, эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают тёплые, уважительные и доверительные взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, отношением к другим людям, организацией семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

И никогда не забывайте одну простую истину; «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

Филиал ФБУЗ «ЦГиЭ» г. Свободный

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments are closed.